Юбилей великой Балерины
О, Майя!..
Включаю радио и буквально ахаю: Плисецкой — 80!
Да нет, не то чтобы не знала, она, вроде, и не скрывает, не скрывала никогда
свой возраст, но, тем не менее…
Плисецкой? 80? Да как такое может быть? Ведь по движениям, по пластике, да
просто по тому, как держится — ощущение молодой женщины. Притом, в общем,
далеко не юное лицо, но — огонь в глазах… искринка, чертовщинка…
…Плисецкую на сцене, что называется, живьем, из зрительного зала, я не видела.
Возможно, живи я в Москве… Хотя, к тому времени, когда
сознательно стала интересоваться театром, балетом — в Большом ее уже почти не
было. Но в памяти картинка из детства. Сестра у телевизора, вбегаю в комнату, с
чем-то своим, а она мне: «Тише, подожди…» Из телевизора бодрая, бравурная даже
музыка и балерина, вращающаяся, как юла (мне так казалось), а сестра в такт
считает и: «Всё, 32». «Кто это?» — «Ты что, не знаешь? Это Плисецкая». Тогда
еще — не знала, в свои лет 7-8, сколько мне в ту пору было… Но
в памяти — осталось. И знаменитая кода из «Дон-Кихота», где балерина вертит и
вертит свои 32 фуэте, стала как бы прологом, настолько ярко в памяти… и музыка,
и сами движения — тогда еще не понимала, но «о, класс!», так можно было б,
наверное, выразить.
Следующее знакомство для меня было — это Бетси Тверская, в экранизации «Анны Карениной». Тоже — в силу
возраста еще — не могла понять этого благоговейного, из уст
взрослых, старших: «О, Плисецкая…». И тоже позже, в более сознательном
возрасте, когда уже и само имя мне кое о чем говорило, я для себя открыла, что
она, оказывается, еще и неплохая драматическая актриса. И что на том фоне, в
общем, звезд, выглядела в фильме очень и очень достойно…
Ну, и были снятые для телевидения версии ее спектаклей, были концерты, в
которых она тоже иногда участвовала…
Самое главное, что запомнилось — пластика, невероятная, бесподобная. И —
изумительные руки… То, что она творила, в «Лебедином»
и — особенно — в «Умирающем Лебеде»… Словами не передать, это надо было просто
видеть. Причем, что запечатлелось в памяти — разная, в каком-то концерте
с телетрансляцией ей пришлось бисировать, повторять
всё того же «Лебедя» — и было это уже несколько не так, рисунок другой, не тот,
что в первый раз, а потом вдруг еще… Тут забывалось
всё, и возраст, что ей прилично (в ту пору) за 60, и то, что не назовешь
совершенной красавицей (ну да, в молодости, вроде была, хорошенькой, но ведь не
более) — всё побеждал Его Величество Танец. Ну, и она с ним, в нём, слившись,
попросту живя в танце — КОРОЛЕВА… Ну, или
Божественная, как ее еще называли, в Парижской академии танца, присвоив даже
соответствующий титул…
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Семья — не
простая, сплошь знаменитости. Плисецкие-Азарины-Мессереры, где каждый был —
Личностью. Мать актриса, отец дипломат, всевозможные дяди-тети, двоюродные-троюродные родственники — актеры, танцовщики,
художники… были и есть…
И сразу, с детства — в девочке отмечалась и пластика, и необыкновенная
музыкальность… И как-то само собой подразумевалось, что ее отдали в балет.
Увы, карту полностью я глянуть не могу, космограмму
разве, хотя… Возможно, кто-то со мной не согласится, найдет иное что, черты
другого знака. Но то достоинство, та величественность, аристократизм, с
которыми Плисецкая всегда держится, меня наталкивают на
(возможно) Львиный Асцендент. И вполне вероятно тогда, что Нептун в 1-м, и вот
оно тогда, астрологическое объяснение и музыкальности, и грации, и пластике ее,
порой казалось бы, неземной, поразительной… эти руки, как будто гуттаперчевые… И — магнетизм определенный… нехилый… Вот что-то манит,
притягивает (в памяти возник сразу образ, Плисецкая в «Болеро», хрупкая
фигурка, от которой не оторваться — притом, что эту партию у Мориса Бежара
исполняли до нее, да и после тоже — мужчины). И тогда ее Скорпионье Солнышко (а
может и не только оно) оказывается, не исключено, в 5-м… Актриса? Безусловно!
Великая? Не побоюсь сказать «да!». Одна «Кармен-Сюита»
чего только стоит, там Кармен не только роковая, но и
насмешница ведь, и хулиганка та еще (запомнился эпизод, Хозе-Годунов
протягивает ей руку, подразумевается то же в ответ — а она так дерзко ему раз
и… в эту руку ногу… и смотрит вызывающе: «Ты же этого
ждал?»)…
Доводилось немало читать о необычайной, невероятной дисциплинированности Майи
Михайловны. О том, как она себя муштровала, ежедневно, помногу, подолгу — в
балетном классе, у станка… А на вопросы «зачем?»
отвечала: «Да я по жизни ленива» (Нептун, если в 1 доме, тоже вполне такое
может давать) — но тригончик такой… Сатурна и
Солнышка к Урану, сила воли, в общем, это да. Ну, и козерожий
стеллиум (Венера, Юпитер, Луна) — это и строгость, четкость форм, и вкус…
(Вспоминается: любимый модельер Пьер Карден, он делал
и эскизы костюмов к ее спектаклям, а еще она и в роли его модели не раз
выступала… Белла Ахмадулина, подруга и родственница, как-то проговорилась, что
для нее самыми дорогими подарками всегда были платья, подаренные Плисецкой, с ее строгим и вместе с тем
утонченным вкусом). А если этот стеллиум и в ее 6-й попал, то вот она и
работоспособность… нехилая… и умение себя ограничивать (Венера-Юпитер-Луна в связочке, и при этом «Лучшая диета сидеть не жрамши»).
Впрочем, сейчас я уже фантазирую, уже строю астрологические домыслы,
прикидки, пытаясь догадаться «а что же у нее где». Возможно, так, возможно нет.
Не исключено, что и карта точная когда-либо станет известна… попадет мне в руки…
На самом деле, хотелось бы понять, астрологически
отследить и это ее бунтарство — а оно родом из детства, отец в 37-м
репрессирован, мать жена репрессированного, масса родственников за границей… Ее
впоследствии непокорность, нежелание прогибаться, перед властями ли, перед
руководством Большого театра и/или Минкульта ли, ее
тяга к борьбе (ой, ни один из их с Щедриным спектаклей
просто не давался, что-то там выискивали, переносили, закрывали…) — ну не
только же Скорпионье Солнышко да Марс тому «виной»…
И секрет, астрологический в том числе, их многолетнего с Родионом
Константиновичем брака, когда, несколько лет назад, на вопрос репортера «Как
вам это удалось?» Плисецкая просто ответила: «А что здесь такого? 45 лет вместе
с Щедриным разве много? Да мне и 10 раз по столько с ним бы мало показалось».
И… да много, на самом деле, этих «и», настолько неординарная, интересная она
Личность.
Ну, и просто Женщина, у которой есть, чему поучиться.
И дай Бог каждой из нас, к 80 годам, сохранить не меньший блеск
в глазах, такую же ясность и остроту ума, а, главное, ту грацию, то
умение подать себя, как это в совершенстве удается делать Плисецкой. Быть не
менее очаровательной, восхитительной… женственной… божественной.
© Татьяна Занадворова