Мастер и его Маргарита:
Леонид Филатов и Нина Шацкая
К 60-летию со дня рождения Л.А.Филатова
«За
мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
М.А.Булгаков.
«Мастер и Маргарита».
Воспоминания
юности. 1988 год. К нам в город на гастроли приезжает знаменитый Театр на
Таганке. Любимов уже как бы реабилитирован, но пока еще там, за рубежами
Отечества, а театром рулит Николай Губенко, возвращаются истинно таганковские актеры, восстанавливается репертуар. И
самое-самое, что волнует. Кто едет? Какие спектакли везут? И один из главных
вопросов: ««Мастер» приедет?» Театр как раз только-только возобновил этот
спектакль, а в главных ролях Леонид Филатов и Нина Шацкая.
«Мастера
и Маргариту» тогда, вопреки обещаниям, не привезли: объяснили какими-то
техническими сложностями. А вот сам Мастер, Филатов, не будучи даже занятым в
привезенном репертуаре — приехал. Провел несколько, пару-тройку всего, сольных
выступлений-встреч. На одном из них посчастливилось тогда побывать. Худощавый
человек, с таким знакомым, по кинофильмам и телепередачам, голосом, характерное
лицо с залысинами и непременными усами (довольно близко сидела). И… Рассказы,
рассказы… О себе, о творчестве, о сыгранном, о планах…
Как, наверное, всегда у актеров на подобных встречах-вечерах бывает. Записки,
вопросы, аплодисменты… Пренепременный
«Федот-стрелец».
И
читались стихи. Особенно, как мне показалось (тогда, но и впоследствии лишь
подтвердилось), близко, созвучно вот это, из Высоцкого:
Я
не люблю,
Когда
мне лезут в душу,
Тем
более, когда в нее плюют.
Подумалось
(почему-то), что это и к самому Филатову ой как применимо…
* *
*
Впрочем, это личные воспоминания, впечатления.
Сейчас хотелось бы совсем о
другом.
* *
*
Помнится,
еще в школе, после просмотра очередного фильма, с участием того или иного
актера, тем более, талантливого, обаятельного, гадали: а кто у него жена, а
какая, красивая ли?
Леониду
Филатову в этом плане явно повезло. Красавица, одна из
достаточно известных в 60-70-е актрис (заметных фильмов было несколько, мне
лично в память врезались «Коллеги» по В.Аксенову) Нина Шацкая…
(Невольная цитата из Булгакова: «Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно — с уверенностью можно сказать, что
многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на
жизнь Маргариты Николаевны».)
Запомнились
воспоминания самой Нины Сергеевны о том, с чего же началось у них. Она,
находясь в декретном отпуске, зашла в театр и вдруг…
Наверное, дальше можно разве что цитатой классика: «Любовь выскочила
перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас
сразу обоих!» И — слова самого Филатова: «Тихо подошел и поцеловал ее в
шею. Отчего? Почему? Не могу объяснить. Мы стояли в проходе, одновременно
что-то невнятно бормотали…»
Смотрю
их карты.
Леонид
Филатов — 24.12.1946 г.
Нина
Шацкая — 16.03.1940 г.
В
глаза сразу бросилось: его Уран на ее Луне (Вот оно, любовь выскочила... и
поразила).
Ей
как бы неловко всё это — она замужем, у нее маленький ребенок. Да и он женат.
Однако — тянет, манит…
Трин
его Солнца и ее Венеры: им вместе, рядом легко, его прельщает роль Рыцаря,
защитника. При этом — его Венера в оппозиции к ее Марсу, словно бы опасения, а
выйдет ли, получится ли…
Ей
хочется быть вместе, чувствует Мужчину, именно того, который так притягивает…
Ее Марс в Тельце, а у него Солнце и Марс Козерожьи,
тоже земные.
Ее
Венера трин с его Луной — восприятие друг друга сразу же пошло, ощущение «вот
это — мое»… Его Солнце и Марс трин к ее Венере — легкость и, в то же время,
естественное устремление друг к другу…
С
первым мужем (Золотухиным) такого и не возникало.
Запомнилось одно из интервью актрисы, где сокрушалась: мол, была уже очень
известной, а ходила в какой-то полудетской шапке с помпонами, и муж считал это
нормальным… Да, собственно, борьба амбиций налицо,
Марс Золотухина возле ее Солнца: очень опасался,
боялся, что вдруг жена и станет лучше, проигрывание комплексов его Рыбьего
Марса; ему и не нужна была столь знаменитая и красивая жена, ему домашняя-покорная (Венера в Раке,
Луна в Тельце) женщина бы подошла — а тут такая яркая, к тому же и гораздо
более звезда, чем сам Валерий Золотухин на тот
момент…
Опять
же, как говорил о начале романа с Н.Шацкой Леонид
Филатов: «Главное — нам было просто приятно быть рядом». Немудрено. Трин его
Меркурия с ее Юпитером, ее Юпитер же в трине с его
Меркурием (и, попутно, Венерой). И так перекликается с Булгаковским:
«Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг
друга много лет».
Там
многое что было — роман ведь поначалу тайный…
По
первости Шацкая его даже,
испугавшись чувств, отвергла… Как так, муж, ребенок —
ее стеллиум, включая Венеру и Марс, в Тельце, это ж и чувство долга, и
опасения, что вдруг пошатнется ощущение комфортности, пусть даже и кажущейся
(минорный дисгармоничный аспект Венеры с Нептуном в ее карте), но стабильности.
Да и он… (Опять М.А.Булгаков: «Вы были женаты?» — «Ну да, вот же я и щелкаю...
на этой... Вареньке, Манечке...») Луна Филатова в Козероге: женский
идеал — строгая и правильная, идеальная, но Венера в Скорпионе: мы всё
преодолеем, мы своего добьемся, но свой идеал, эту строгую с виду и красивую
женщину (вероятно, Луна актера уже секстиль с Венерой
складывать пошла) получим, завоюем — а козерожий Марс нам в том подмогой станет.
«Ужас
положения был в том, что страсти разгорались на одном «пятачке», внутри
небольшого творческого коллектива». Квадрат их Черных Лун. Точней, там стеллиумы с участием Черных Лун, Солнц и Меркуриев, что,
видимо, и привело к их собственному заблуждению: «То, что мы так старались
скрыть ото всех, на самом деле ни для кого тайной не было. Нас выдавали глаза,
интонации голоса. А нам казалось, что мы такие конспираторы!..»
И
так несколько лет. Пока, наконец, не решились расторгнуть узы прежних браков и,
наконец-то, воссоединиться.
* *
*
…А
в середине 90-х известие: Филатов болен. Изматывающая борьба за свое детище,
фильм (Леонид Алексеевич начал пробовать свои силы и как режиссер), «войнушка» в театре (когда Таганка раскололась: сторонники
Любимова, сторонники Губенко, борьба кланов — по сути, «Сукины дети» в чем-то и
об этом ведь Филатов снял). Плюс сами времена нашего дикого капитализма, когда
Искусство было принесено в жертву золотому тельцу. Всё это и сказалось… Он ведь
человек необычайно творческий, талантливый. С невероятной остротой восприятия (квадрат
Луна-Нептун еще к тому же, да там и Солнце с Марсом в его карте тоже аспект с
Нептуном уже складывать идут: борьба выматывает эмоционально, а козерожья Луна, при всей своей внешней суровости,
эмоциональной поддержки, подпитки требует). И многолетняя борьба за жизнь.
Не
каждой женщине дано выдержать подобное испытание. Даже любящей — и то не
всегда: ломаются, уходят. С Филатовым его жена все эти годы была рядом.
Забросила театр, чтоб только быть возле него, возле своего Мастера, своего Ленечки — везде, дома, в санатории, в больничной палате.
Стала ему и личной сиделкой, и личным шофером… А еще
всячески поддерживала его дух. Вот она, самоотверженность солнечных Рыб. Плюс
воля, истинная вера в «мы победим» (трин Солнца с Плутоном ее карты?).
Если б не ее вера, не ее самоотверженное, бескорыстное служение Любимому, не ее
забота (гармоничные аспекты ее Луны и его Нептуна, а также ее Нептуна с его
Венерой) — уверена, Филатов ушел бы от нас гораздо раньше. И мы бы так и не
увидели ряда его программ из цикла «Чтобы помнили», не прочитали написанных за
эти годы пьес… «Нина взвалила меня на горб и тащит по жизни», — так говорил об
этом сам Леонид Алексеевич.
«—
Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера, —
сказала Маргарита, и лицо ее исказилось судорогой. Тут в комнату ворвался
ветер, так что пламя свечей в канделябрах легло, тяжелая занавеска на окне
отодвинулась, распахнулось окно, и в далекой высоте открылась полная, но не
утренняя, а полночная луна. От подоконника на пол лег зеленоватый платок
ночного света, и в нем появился ночной Иванушкин гость, называющий себя
мастером. Он был в своем больничном одеянии — в халате, туфлях и черной
шапочке, с которой не расставался. Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток
кипел вокруг него.
Маргарита
сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему. Она
целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые
слезы теперь бежали ручьями по ее лицу. Она произносила только одно слово,
бессмысленно повторяя его:
—
Ты... ты, ты...
Мастер
отстранил ее от себя и глухо сказал:
—
Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен.— Он ухватился за подоконник
рукою, как бы собираясь вскочить на него и бежать, оскалил зубы, всматриваясь в
сидящих, и закричал: — Мне страшно, Марго! У меня
опять начались галлюцинации.
Рыдания
душили Маргариту, она шептала, давясь словами:
—
Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобою! Я с тобою!»
Мастер
ушел от нас 3 года назад. Но утрата могла произойти и гораздо раньше. Если бы
не его верная Маргарита… Низкий поклон за всё, что она сделала для своего мужа,
Нине Сергеевне Шацкой.
А
сегодня, 24 декабря 2006 г., Леониду Алексеевичу Филатову исполнилось бы 60
лет.
Мы
его помним.
Светлая
память.
У
окна стою я, как у холста.
Ах,
какая за окном красота!
Будто,
кто-то перепутал цвета,
И
Неглинку, и Манеж.
Над
Москвой встаёт зелёный восход,
По
мосту идёт оранжевый кот,
И
лотошник у метро продаёт
Апельсины
цвета беж.
Л.Филатов
© Татьяна Занадворова, астролог
24.12.2006