«Сад» Марины Цветаевой
Не единожды замечала: те или иные строки
не приходят в голову случайно, просто так… А уж когда касается Марины… вот как втемяшется и… несмотря на время суток за окном, наличие
обязательств, еще ли какие обстоятельства… Не отпускает — и не отпустит. Пока
не попробуешь понять: а в чем, собственно, на сей раз дело.
За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.
12 февраля 2006, Новосибирск, на часах 0:18:30 — соединение Луны с
ретро-Сатурном во Льве, вблизи моего Меркурия… Хирон в оппозиции… Кету на моей
Луне — что-то мое взбудоражило? Да, вроде, ран никто не бередил, ментально
разве — ну так оно периодически там, сям… возникает. Опять же, Солнышко… по
Белой Луне… Еще некоторые — с моей собственной картой
— пересечения.
Цветаевская
тема — мое, давнее, бередящее, рвущее, но… Отчего —
так? До такой степени? Много лет не могу — хотя пытаюсь — понять. Загадка…
Ловлю и ловлю себя на том, что интонационно даже получается часто — ее, под нее…
Ну да ладно.
Что все-таки со стихами?
* * *
Написаны 1 сентября 1934,
семья живет в Париже. Период сложный, во многом для Цветаевой смутный.
Сергей Яковлевич весь в суете, весь в
пресловутом — домой бы, вернуться бы; готов хоть сейчас, сразу — да вот Марина
не хочет, а без нее… никак, не решается… а может,
подспудно знает, что там, дома — всё, в смысле ничего, совсем для нее ничего?
У Али во многом своя жизнь, работа, попытки «отлепиться» от дома.
Разве только Мур радует:
учеба, успехи — и в то же время, Марина с вящим огорчением отмечает умеренность
в его характере того свойства, на которое сама всегда была ой как щедра,
которое сама она называла «болевой чувствительностью»…
Цветаеву раздражает всё: взрослая жизнь дочери, индифферентность к
важным — для нее важным — вещам сына, постоянные отлучки мужа, «мусор и зола
быта». Но разве могло быть иначе? Луна дирекционная
точно квадратирует ее Сатурн, управитель 6-го в 3-м:
На старость лет,
На старость бед:
Рабочих — лет,
Горбатых — лет...
А транзитный Сатурн в 7-м в квадрате к натальной Луне в Тельце,
прогрессивный Плутон квадрат к ИС/МС. Недовольство бытом, вообще сложившимся на
тот период жизненным укладом… Транзитный Хирон на
Плутоне: бунт против Судьбы — и страстное желание творить, писать… создавать.
На старость лет
Собачьих — клад:
Горячих лет —
Прохладный сад...
Сатурн прогрессивный трин к Плутону, соуправителю
4-го, в ее 11-й… И одновременно трин Сатурна солярного
с Плутоном радикса. Неприятие много чего, обстоятельств, первым делом, но —
главное — неприятие эпохи.
Самой же Мариной Ивановной старательнейшим
подчеркивалось то самое неприятие: «Я ненавижу свой век и благословляю Бога…
что родилась еще в прошлом веке… Ненавижу свой век,
потому что он век организованных масс, которые уже не есть стихия… не —
упорядоченных, а именно «организованных», т.е. ограниченных и лишенных
органичности, т.е. своего последнего…» Вообще, будь ведь там квадрат, ну,
или хотя бы секстиль — она б не просто не принимала,
она бы что-то — пред-принимала,
банально шевелилась, чтоб ситуацию изменить, переломить, быть может. В
очередной ли раз страну (прогрессивный Юпитер в оппозиции к Солнцу, управителю
ее АСЦ и Меркурию — а ведь думала, в мыслях, по всему, и вправду оно было, что,
может, да ну его, Париж… по своей любимой Чехии ведь — так и страдала). Что-то
ли в доме, в жилье, в семье (Луна прогрессивная квадрат к ее Венере во 2-м). Но
там, у Сатурнов в прогрессиях и соляре с ее Плутоном все же трины
— да и не станется на них ничего менять, ну, разве только сетовать, возмущаться
(Меркурий солярный на ее Уране): «А, черт! еще это! а ччче-ерт!»
— ибо смириться не могу, ибо все это — не во имя высшего,
а во имя низшего; чужой грязи и лени... Меня все, все считают «поэтичной»,
«непрактичной», в быту — дурой, душевно же — тираном, а окружающих — жертвами,
не видя, что я из чужой грязи не вылезаю, что на коленях (физически, в
неизбывной луже стирки и посуды) служу — неизвестно чему!» «...я очень
постарела... почти вся голова седая... и морда зеленая:
в цвет глаз, никакого отличия, — и вообще тьфу в зеркало».
Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни — лица,
Без ни — души!
…И все же, снова к дате стихотворения. 1 сентября 1934. Прямо-таки
очередная нервность в воздухе: опять квадрат Луна-Меркурий, опять смена лунной
фазы — подобное бросалось ведь уже в глаза, с другими цветаевскими
стихами, которые — меня, в частности, — цепляли… цепляют…
Без ни — ушка
Мне сад пошли:
Без ни — душка!
Без ни — души!
Транзит Плутона с Марсом через ее 12-й — да что ж там за тайные не то
страсти, не то страхи… Вследствие чего и стремление
уединиться, как раз вот это «Без ни — лица, Без ни — души!».
Еще к тому же Черная и Белая Луны, и Кету — тоже как раз по ее 12-му, и
возвращение Белой Луны близится, вот-вот:
Скажи: довольно мýки,
— нá
Сад — одинокий, как сама.
А ведь период все-таки — бунта. Против времени, эпохи…
Уже упомянутые аспекты с участием Марининого Плутона и ее же Сатурна,
сама ведь свои ощущения так и описывала: «Есть (мне и всем
подобным мне: ОНИ — ЕСТЬ) только щель: вглубь, из времени, щель
ведущая в сталактитовые пещеры до-истории: в подземное царство Персефоны и
Миноса — туда, где Орфей прощался: — в А — И — д» (обратим внимание: слова-то какие!).
И одновременно трин дирекционной же Луны к ее Урану в 4-м, управителю
7-го. А ведь бунт-то — и против мужа, против того, что
делает, чем занят он… (Сколько уж времени случается читать, слушать ли
рассуждения на тему, а знала ли Цветаева, чем именно был занят С.Эфрон, о его
делах с НКВД, и, главное, при помощи чего и как вернуться-то в Россию
намеревался — да знала, всё она знала, не могла не знать…)
Мятеж — против него тоже, поскольку он сам — часть вот этой ненавистной
ей эпохи: он, ее родной, когда-то безумно любимый Сережа, к которому рвалась, в
незнании о судьбе которого много лет назад так
страдала, мучилась... Трин прогрессивного Марса к Урану, притом, что в радиксе
Марс в 7-м и в Водолее … Но — повторюсь! — какое там
бунтарство на трине, разве только эмоциональный (на
квадрате прогрессивной Луны к ее Венере) пар наружу выпустить. Во многом —
прогрессивный Меркурий в ее
5-м, Луна тоже вот-вот туда войдет — через творчество. Посредством творчества.
САД
За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.
На старость лет,
На старость бед:
Рабочих — лет,
Горбатых — лет...
На старость лет
Собачьих — клад:
Горячих лет —
Прохладный сад...
Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни — лица,
Без ни — души!
Сад: ни шажка!
Сад: ни глазка!
Сад: ни смешка!
Сад: ни свистка!
Без ни — ушка
Мне сад пошли:
Без ни — душка!
Без ни — души!
Скажи: довольно мýки,
— нá
Сад — одинокий, как сама.
(Но около и Сам не стань!)
— Сад, одинокий, как ты Сам.
Такой мне сад на старость лет...
— Тот сад? А может быть — тот свет?
На старость лет моих пошли —
На отпущение души.
Марина Цветаева,
1 сентября 1934
© Татьяна Занадворова,
12 февраля 2006