«Если ничто не помешает, буду идти до упаду!»

К юбилею Нонны Мордюковой

…В
своей книге Нонна Мордюкова вспоминает случай из киношной экспедиции в глухую-преглухую деревеньку. Умерла старушка, местная жительница, и, на вопрос: «Так сколько ж ей было?» — ответили : «Шла до упаду».
И дальше пишет: «Истинная характеристика наших женщин — «шла до упаду!». И я, если ничто не помешает, буду идти до упаду».


* * *
Не могу сказать точно, с какой именно из своих ролей больше всего ассоциируется для меня Мордюкова. Шура Потапова ли это из «Простой истории», молодогвардейка ли Ульяна Громова, управдомша из «Бриллиантовой руки»… Право, сама не знаю даже. Это самое памятное, самое для меня яркое, то, с чего я ее узнала и — запомнила.

Стрельцы умеют и любят показать себя — огненная стихия, Юпитер-управитель… Когда кажется, сколько ни дай — всё мало, мало, хочется больше, шире. Причем, слово «дай» здесь означает, что не только ему — но и он сам ведь сколько дает, вот эта всеохватность, широта души, натуры. На мой взгляд, это — о Мордюковой, ее это качества, присущие ей

С
колько помню, кого ни попроси назвать самых красивых отечественных актрис, кто бы ни оказывался в этом списке (а пристрастия имеют свойство меняться), всегда непременно присутствовало, присутствует и имя Мордюковой. Яркая. Статная. В ней чувствуется внутренняя сила, не только внешний, но и внутренний огонь (Луна уже Овновская? Мне сдается, что да). И, в то же время, ощущение гармонии, сколько помню, актриса всегда производила впечатление человека цельного, искреннего, не боящегося говорить, что думает, что чувствует. А, судя по карте, так и есть: Луна того дня в трине с Солнцем. Вот, кстати, и привлекательность, притягательность, в нее ведь (не побоюсь так сказать!) тайком была влюблена изрядная часть мужского населения страны — в ее героинь, в ее Стешу из «Чужой родни», или Тоню Каширину (ох, какой же был красивый у них дуэт с Владиславом Дворжецким в фильме «Возврата нет»), в ту же Шуру из «Простой истории».

* * *
Правда, в личной жизни не везло. Мужчины рядом оказывались… не те, не ее, не для нее. Официальный брак лишь один, еще студенческий, когда и Тихонову далеко было до князя Андрея да Штирлица, так, красивый мальчик, не без таланта, наверное, раз взял его Герасимов на роль одного из молодогвардейцев, но… Не для нее. Она — затмевала, просто сильнее его, во многом (если не во всём в их дуэте), будучи. Позже с обидой даже, вспоминала, что для другой своей семьи он расшибался в доску, чтоб только обеспечить, обустроить — для них с сыном нет.

Я полагаю, немножечко другое здесь даже, Тихонов, как большинство Водолеев, несколько не от мира сего, отстраненный, холодный — а ей требовалось тепло (много Огня в карте) и эмоциональный отклик, большой Водный Тригон в гороскопе ее все же… Они с ним просто не совпадали, по происхождению, по темпераментам, по взглядам на многие вещи — видимо, потому в конце концов и расстались.

О других своих спутниках актриса даже вспоминать не любит. Попрекали ее тем, что она — Мордюкова, что известна, как актриса очень востребована. А я так думаю, просто не выдерживали они силы ее характера, духа да и эмоций (в карте в том числе прописанных, заметных) тоже.

Правда, была в ее жизни одна несбывшаяся, несостоявшаяся любовь. Василий Шукшин, партнер в «Простой истории». Как сама потом вспоминала — позови он, сорвалась бы, пошла б хоть на край света. И — терзалась: «А ведь я замужем, ах, зачем я замужем»… Строгая Венера в Козероге, еще и точный трин к Сатурну, вот и даром, что Скорпионий Марс, так ведь в шахте… вот и робость определенного толка — сама никак, хотя, по ее словам, прямо в жар бросало с ним рядом. (Синастрия нехилая, огненный большой тригон из Солнц и ее Луны, все же в Овна ее актрисе ставлю; его Луна тринами на ее Плутон и Марс, там неизвестно, кто кого сильнее манил, словно гипнотизировал; его Марс с ее Марсом и Плутоном, да "жаром обдавало" явно обоих -- а ведь и он не сказать, чтоб совсем свободен, правда, то еще не Лидия Федосеева с ним рядом была.)

Потом, много позже, Шукшин именно для нее напишет сценарий «Печки-лавочки» — но она уже занята в другом фильме, бросить, значит подвести всю киногруппу (вот опять где секстиль козерожьей Венеры с Сатурном Мордюковой дает о себе знать), в результате Шукшин снимает в той роли жену… Сильно, талантливо, Федосеева тоже замечательная актриса — но только представить если хоть на секундочку, как же это могла бы сыграть Мордюкова…

* * *
Семейная жизнь не сложилась, единственный сын в 40 лет умер… погиб: алкоголь, наркотики… Упустила… в чем сама потом сколько каялась.

Смотрю вот в ее карту и думаю: а почему? Ведь карта ее очень-очень гармоничная, там разве что квадрат Меркурия к рыбьему Урану — возможно, всё так, нежелание видеть очевидного, под носом — в случае с сыном, сама же говорила: не замечала, отказывалась верить

Д
а и с мужьями, плыла где-то по течению, мол, «так положено»… возможно, осуждения со стороны матери (женщины не просто серьезной, идейной, но очень в семье авторитетной) боялась, вот это не раз упомянутое взаимодействие Венеры с Сатурном, мать ей про Тихонова говорила «не бросай его, живи с ним» — развелись, уже когда матери на свете этом не было…

Венера, оппозиция с Плутоном… да уж, буйство эмоций… по оси Рак-Козерог, тут или внутрь себя, или на ближних изливается… нелегко с ней было мужчинам, подавляла

Н
о ладно, это всё личное.

* * *
А что до ролей? Да, много вроде сыграно — а сколько нет?

Актрисе с такой красотой, со столь запоминающейся (много Огня, Венера в соединении с Юпитером, который еще и Солнцем в ее карте управляет) внешностью еще в студенчестве, прочили костюмные роли, в классике. Но — сыгранная на 2-м курсе института У.Громова, Сталинская премия и… словно сросшийся с ней образ. В результате на роли героинь приглашали других, а Мордюкова… ждала

Х
отела очень сыграть в «Тихом Доне», надеялась на Аксинью, но рада была б (по ее же словам) любой там роли, ведь она — Казачка, настоящая, кому бы, казалось, как ни ей, сниматься. Ждала до последнего — увы, в тот свой фильм Герасимов не позвал. Потом, позже, сама Нонна Викторовна, вспоминая несыгранное, казнилась — не настояла, не попросилась, не предложила себя. Но для нее, воспитанной в строгости, в Кубанской станице, идейными до мозга костей родителями — такое казалось попросту невозможным, непредставимым, как это, ходить и предлагать себя… (Думаю, глядя в карту, причины — в чем? Астрологически? Опять Венера с Сатурном? Опять Марс в «шахте»? Или все же обилие гармоничных аспектов, когда кажется, «а, чего это я буду ходить просить, сами придут и сами всё предложат» — однако же… Наверное, только космограммы мало, несомненно мало, чтоб астрологически ответить на этот вопрос.)

А ведь она еще и очень музыкальна, после фильма «Русское поле» многие узнали, что Мордюкова еще и поет, да как поет! А в детстве грезила балетом, на полном серьезе собиралась в балерины, готовилась, не получилось… Мне интересно, откуда это, достаточно ли ярко выраженной Воды? Хотя ж тут всяко секстиль Венеры к Урану в Рыбах.

С костюмными ролями не случилось. Зато стали потом звать, предлагать роли деревенских красавиц. Видимо, знак Козерога ее Венере (да и Юпитеру) и не дал, сильно уж оторваться от земли. Пусть уехала из родной станицы в Москву, но… корни (вот невольно так и задумаешься, что ж там с ее 4-м домом, ну не иначе в Земном тоже знаке… традиции, корни… от которых не уйдешь; может, отсюда и сложности в построении собственной семьи, и ориентация во многом на родителей, на их уклад — не знаю, что уж гадать).


А еще была «Родня», во время съемок которой, по воспоминаниям самой актрисы, они вдрызг ссорились с Михалковым (ох, как он своим Марсом ее Уран-то задевал, пусть и трином!), но каждый раз он убеждал ее, умел сделать так, чтоб, уже собравшаяся уйти из фильма, уехать Мордюкова, все же оставалась, снималась дальше (формирующийся трин его Меркурия к ее Плутону? Притом, точный секстиль его Венеры и ее Солнца, ну очаровывал, сама же и пишет о вспыхнувшей между ними искре, которую Михалков сразу так пресек, а «дома, взглянув в зеркало, я попросила себя больше не любоваться молодыми режиссерами»). И фильм удался, и это была уже новая Мордюкова, не только ярко характерная актриса, но и роль, возрастная ведь уже. А самому Никите Михалкову она не раз потом признавалась все же в любви… как к режиссеру, художнику… — ну что поделать, есть, есть аспекты там синастрические

* * *
Она давно практически не снимается
. В 80-е «Родня» да эпизод в Рязановском «Вокзале для двоих» («Какой же Вы дядя, если Вы тетя»), а потом заслуживающих внимания работ и не было… так… проходное или (открыто признавала) ради денег.

Правда, случилась несколько лет назад еще «Мама». Тогда Денис Евстигнеев убедил, что — надо, что роль — ее, да и актерский состав, когда у тебя в «сыновьях» Меньшиков, Машков, Миронов, Сидихин… Сама признавалась, что увидела, несмотря ни на что, в этом фильме — сплочение вокруг некой семейной идеи. А, может, вспомнила свою маму, вокруг которой так же сплачивались всегда ее дети (их у родителей актрисы было шестеро), мнение которой считалось — законом. Опять же Венера в связи с Сатурном. А, может, и свое нереализованное, упущенное, потерянное

П
осле «Мамы»— всё, сказала: «Не хочу играть старух».

Да и верно, какая из нее старуха?

…Когда-то, говоря об одной из родственниц, которой перевалило уж за 80, мать Мордюковой заметила: род, мол, наш таков, корни крепкие, кровь хорошая, вот и выглядят все и в 80 так, словно им чуть за 40.


25 ноября 2005 г. Нонне Викторовне Мордюковой исполнилось 80 лет.

 

Татьяна Занадворова, астролог


Вернуться на Заглавную

Форум

Напишите мне

Hosted by uCoz

 

Hosted by uCoz